Аудогид "Навстречу истории"
текстовая расшифровка аудиогида проекта "Проводники" по исторической части маршрута "№ 109"
1. ЖД вокзал (Привокзальная площадь, 1)
4 июля 1871 года началось движение на линии Тамбов-Аткарск-Саратов. Железная дорога, которая пришла в Саратов, стала драйвером промышленности и экономики Саратова. Ведь в отличие от гужевых трасс и речной «волжской» магистрали, железнодорожное сообщение работает круглогодично и независимо от капризов погоды. Вскоре Тамбово-Саратовская стала Рязанско-Уральской железной дорогой - одной из крупнейших в стране. Она связала Саратов с Москвой, Астраханью, Уральском, а через сеть других железных дорог - со всеми основными рынками сбыта.
Саратовская мука стала поставляться в Прибалтику, Персию, получать призы на международных выставках в Европе и завоёвывать новые рынки. Рождается мощное чугуно-литейное производство, не смотря на то, что в Саратове сырьё для него никогда не добывали. Но вот продукция чугуно-литейного завода Чирихиной уже успешно отгружается в Астрахани, Самаре. А кроме чирихинского действует ещё целый ряд литейных заводов.

Большим успехом для Рязано-Уральской железной дороги становится победа в борьбе с Московско-Казанской дорогой в праве на строительство участка Павелец-Москва. Так появился прямой путь до Москвы и Павелецкий вокзал, который долгое время назывался Саратовским.
А вокзал Саратова стал стартовой точкой самого первого маршрута городского общественного транспорта. В 1887 году «Московская линия» конки связала железнодорожный вокзал с волжскими пристанями, а Московская стала первой транспортной артерией города.
2. Зональная научная библиотека СГУ им.Артисевич (Университетская, 42)
На библиотеке висит мемориальная доска её директору на протяжении беспрецедентно длительного срока – с 1931 по 1999 годы – Вере Александровне Артисевич.

В Великую Отечественную войну университет мог лишиться своих корпусов. Один из его старейших сотрудников, известный профессор-лингвист Ольга Сиротинина рассказывала, что осенью 1941 года студенткой-первокурсницей она с подругой дежурила в университете. В три часа ночи позвонили из обкома и срочно потребовали исполняющую обязанности ректора и многолетнего директора научной библиотеки Веру Артисевич. В темном, без освещения городе, постоянно останавливаемые патрулями, они еле нашли ее квартиру. Потом уже стало известно, что в обкоме потребовали отдать корпуса университета под эвакуированный военный завод. Теперь уже трудно сказать, какие аргументы выдвигала Артисевич в те жестокие дни, когда об образовании думали меньше всего, но университет оставили в покое, а завод разгрузили буквально в поле, в будущем Ленинском районе под открытым небом, и стали строить над станками крышу.

С 1947 года началась разработка проекта здания библиотеки, в котором Вера Артисевич принимала непосредственное участие. Проект переделывался больше десятка раз, было рекомендовано избавиться от обилия «внешних украшательств». И в 1950 году началось строительство библиотеки, которое продолжалось 7 лет. Здание, построенное по проекту архитекторов Фридмана и Истомина, гармонирует с рядом стоящими корпусами университета, а если посмотреть на него сверху, то оно напоминает форму раскрытой книги, где от круглых залов под углом расходятся «страницы».

В 1969 году библиотека получила статус Зональной – ответственной за работу всех научных библиотек на огромной территории юго-востока Европейской части СССР.
В 1999 году, после смерти Веры Александровны Артисевич, библиотеке было присвоено её имя.
3. Боголюбовское училище - старые казармы. Михаил Врубель (Университетская, 59)
Автор одной из наиболее узнаваемых картин в мировой живописи – великого «Демона» – Михаил Александрович Врубель провел ранние годы жизни в Саратове. В 1864 году его отец Александр Михайлович получил назначение в Саратовский внутренний гарнизонный батальон. Эта военная часть занимала казармы на Московской площади (ныне ул. Университетская), которые выходили и на Московскую улицу. Врубели получили квартиру в главном корпусе. Есть некий символизм в том, что в этом здании сейчас располагается художественное училище им. Боголюбова.

Сведений о жизни великого художника в Саратове сохранилось немного. Михаил Врубель писал в автобиографии: «...довольно непрерывно занятия рисованием продолжались в Саратове с учителем рисования». А старшая сестра художника уточняла, что «в 1865 году к брату был приглашен преподаватель рисования местной гимназии… познакомивший брата с элементами техники рисования с натуры».

Кроме того, Врубель впоследствии вспоминал, как «в детстве его часто водили в театр, непременно на романтические пьесы». Это значит, что будущий художник бывал и в Городском театре, и в летнем саду Шехтеля. Городской театр сейчас называется театром оперы и балета, а на месте заведения Франца Шехтеля ныне располагается театр драмы имени Слонова.
О пребывании великого художника в Саратове напоминает несколько его произведений. Так, в экспозиции Радищевского музея представлено полотно Врубеля «Муза». На углу ул. Горького и Яблочкова в 1911 году находился кинематограф «Мурава» (сейчас там библиотека им. Пушкина). В фойе кинематографа стояла ныне утраченная изразцовая печь с рельефными рисунками Михаила Врубеля.

Семья Врубелей покинула Саратов в апреле 1867 года. Можно не сомневаться, что детские впечатления сформировали внутренний мир будущего великого живописца Михаила Врубеля.
4. СГУ (Московская, 155 / Астраханская, 83)
Императорский Николаевский университет был открыт 6 декабря 1909 года, став десятым и последним университетом царской России. Если брать современную территорию России, то он стал пятым после Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Томска. Идея о его создании возникла ещё в середине XIX века. Лишь в конце 1908 года комиссия по народному образованию Государственной думы одобрила законопроект об открытии университета в Саратове. 10 июня 1909 года Николай II на борту императорской яхты «Штандарт» подписал закон об открытии университета в Саратове. Поэтому называли его Императорским Николаевским университетом, а корпуса украшал вензель Николая II.

Было дозволено открыть лишь один факультет – медицинский. Вероятно, связано это было с революционными настроениями в стране, которые особенно усиливались в среде интеллигенции. А университеты считались рассадниками «инакомыслия». Медицинский факультет в этом плане считался наиболее безопасным, а заодно востребованным по своему профилю.

Ансамбль застройки университета создал казанский архитектор Карл Людвигович Мюфке. Он просчитал высоту и взаиморасположение частей корпусов таким образом, что со всех сторон они смотрелись масштабно, словно уходящий вдаль дворцовый ансамбль.
5. Комплекс исторического трамвайного депо (Московская, 153 / Астраханская, 122)
В центре Саратова напротив университетского городка находится целый комплекс строений, с которым связано возникновение первого городского общественного транспорта.
В 1887 году Саратовская городская Управа подписала акт о приеме в эксплуатацию конно-железной дороги в г. Саратове. К 13 сентября 1888 года на территории, прилегающей к улице Астраханской между Московской и Большой Казачьей были закончены все необходимые сооружения: 8 конюшен, вагонный сарай, кузница, мастерская, подковальня, конский лазарет, каретник, амбары, погреба, водокачка, парники, теплицы и другие помещения. Два двухэтажных деревянных корпуса из сруба лиственницы сохранились до сих порю Они предназначались для квартиры управляющего конкой и для больницы.

Через 20 лет конка была передана в эксплуатацию бельгийскому обществу, и по действовавшим линиям конной железной дороги был проложен электрический трамвай. В этом же году на территории депо и конюшен началось возведение комплекса зданий трамвайного парка, на углу Астраханской и Большой Казачьей строилось здание электростанции.

Электростанция вырабатывала ток для нужд трамваев, освещения трамвайных путей и улиц. Электричество продавали в дома и предприятия.В центре города станция обеспечивала почти 40% домовладений электричеством.

В 1926 году на Степана Разина началось строительство трамвайного депо №1, которое затянулось на целых 9 лет. До этих пор трамвайный парк оставался единственным в городе.
6 ноября 1952 года в городе было запущено троллейбусное движение. Но троллейбусное депо построят только в 1960 году. До этого момента троллейбусы будут размещаться в гараже на территории исторического трампарка.

Получается, что эта территория три раза становилась первым местом обитания нового для города транспорта: конки, трамвая и троллейбуса.
6. Станкостроительный завод (Московская, 152)
План, утверждённый Александром I в 1812 году определил местом строительства каменной тюрьмы – 94-й планный квартал, ограниченный современными улицами Московская, Рахова, Кутякова и Пугачевская. На плане это место значилось, как «Тюремный замок с состоящею в оном церковью во имя пресвятой богородицы Тихвинской. Строения каменного трехэтажный обнесен вокруг каменною стеною». «Замками» эти постройки называли из-за разработанных типовых проектов со сторожевыми башнями по краям, что напоминало средневековый замок. Не всегда хватало денег, чтобы строить именно так, но термин устоялся.

Замок был построен к 1833 году и даже стал достопримечательностью, так как трёхэтажный каменный дом в то время был из ряда вон выходящим сооружением. Построен он был в центре квартала в виде буквы П. Его центральная часть сохранилась, будучи переделанной в один из цехов станкостроительного завода.

В 1889 тюремный замок был переименован в Саратовскую губернскую тюрьму.
В соседнем квартале было построено Арестантское Отделение, которое было предназначено для трудоспособных осуждённых до 40 лет на краткосрочные исправительные работы. Их отправляли на очистку города от мусора, снега, выравнивание ухабов, мощение улиц, разгрузку вагонов, барж, рытьё котлованов, погребов, колодцев, столярные, ткацкие и портняжные работы, ассенизационный и извозный промыслы.

Сегодня в зданиях Арестантского отделения находится Следственный изолятор. А корпуса Губернской тюрьмы, стали мастерскими Саратовской трудовой колонии несовершеннолетних. В 1940 году они были преобразованы в станкостроительный завод.
7. Главпочтамт (Московская, 109 / Чапаева, 80)
Огромное здание главпочтамта на перекрёстке улиц Московской и Чапаева было выстроено прямо во время Первой мировой войны. Причиной строительство стал рост количества почтовых отправлений в Саратовской губернии, а также появление и возросшая популярность новых видов связи.
К появившейся в самые древние времена почтовой службе, в декабре 1859 года в Саратове появляется первая телеграфная линия, а спустя 30 лет начинает работать телефонная станция. А в советское время к этим видам связи добавится городской радиоузел.
В связи с этим было принято решение о строительстве нового вместительного здания главного почтамта и телефонной станции, оборудованного по последнему слову техники. Проект подготовили ведомственные петербургские архитекторы М.В. Кобелев и П.П. Колпаков.
Газеты извещали, что для посетителей работает «громадный, светлый, красиво отделанный зал...». На втором этаже – столовая, здесь же – библиотека для почтовых чиновников. Столовая имеется и в подвальном этаже для нижних чинов, где расположены казармы для них. На верхних этажах помещаются квартиры чинов почтового и телеграфного ведомств. Здесь же – дежурные комнаты для врача.
Здание и сегодня, спустя более 100 лет выполняет свои первоначальные функции.
8. Автогараж Соколова и Иванова (Московская, 116 )
Самый первый автомобиль в Саратове появился в августе 1900 года. С Всемирной выставки в Париже его привез граф Анатолий Нессельроде, предводитель Вольского уездного дворянства и гласный Саратовского губернского земского собрания.
В марте 1911 года автомобилисты-энтузиасты Стефан Иванович Соколов и мещанин Захарий Иванович Иванов организовали первый «Саратовский автомобильный гараж». Здесь они занимались продажей, прокатом, ремонтом и хранением автомобилей. Для этого за рубежом было приобретено 10-12 легковых автомашин.
Надо заметить, что автомобиль тогда был чрезвычайной роскошью, скорее дорогой и статусной игрушкой, которую могли позволить себе немногие. Что и говорить, если в следующие 25 лет общее количество легковых автомобилей во всей Саратовской области так и не превысит 200 единиц.
Соколов и Иванов сначала арендуют часть помещений здания на Московской, 116, а в 1913 году становятся его полноценными владельцами. Новые хозяева реконструируют здание, и на нём появляется знаменитый барельеф автомобиля с водителем за рулем, мчащегося по булыжной мостовой и парящим над ними богом торговли Меркурием. На фасаде искусно показали мостовую, дома и столпы пыли, вырывающиеся из-под автомобиля.
В годы Первой мировой в здании была школа военных водителей, которая затем стала первой автошколой Саратова, где Иванов был сначала преподавателем, а затем и заведующим. Эта автошкола стала предшественницей организации ДОСААФ в Саратове.
9. Гостиница Московская (Московская, 84 / Горького, 53)
Архитектор Алексей Маркович Салько работал городским архитектором с 1870 по 1914 год. По его проектам было построено более 200 зданий, большая часть из которых находится в Саратове. В 1910 году, в честь исполнившегося 40-летия службы Городская Дума постановила повесить портрет Алексея Марковича в зале заседаний Думы.

Одно из лучших творений Салько – щедро украшенное краснокирпичное здание гостиницы «Московская» на одноимённой улице.
В 1901 году на деньги Саратовского Общества взаимного кредита строится это четырёхэтажное здание с богатой внешней и внутренней отделкой, где использованы элементы старорусской архитектуры и флорентийские окна. Внутри здания расположился главный офис общества, несколько квартир, магазины и «Северная гостиница».
В 1906 году гостиница была переименована в «Большую Московскую», ведь долгое время на этом месте было здание с «Московской» гостиницей, и название стало нарицательным. Всегда эта гостиница и её ресторан считались образцово-показательными. И место удобное - в центре города на пересечении главной транспортной магистрали с большой торговой площадью.
Реклама в «Спутнике по Волге, Каме и Оке» от 1912 года гласила: «Большая Московская гостиница в Саратове. Первоклассный ресторан. Двусветный зал. Роскошно обставленные номера. Изысканная кухня».
С началом Первой Мировой войны и до 1930-х гг в здании помещались эвакогоспитали, лечебные заведения и студенческое общежитие. Затем здание снова заняла гостиница.
10. Верхний рынок (Театральная площадь)
По новому генеральному плану, утверждённому в 1812 году, в Саратове появились прямоугольная сетка улиц и большие новые площади. Одной из них стала площадь, получившая название Хлебной. Московская улица делила её пополам: она простиралась от нынешней улицы Кутякова до Большой Казачьей.
Постепенно купцы стали переводить сюда свою торговлю с Пешего или «Нижнего» базара, который находился в районе нынешней Музейной площади. По основному товару эту площадь и назвали Хлебной. Другое название «Верхний базар» происходило по местоположению относительно Волги, по которой прибывали купцы и исторического Пешего базара.
Ко второй половине XIX века Верхний базар начал превосходить по обороту все другие городские рынки. Но торговля в его пределах была неупорядочена и велась в неудобных и антисанитарных условиях.
Городская управа в 1871 году «нашла необходимым деревянные корпуса на Хлебной площади заменить каменными, разместив их с большими интервалами, для чего и проектировано 20 каменных лавок». Автором проектов был городской архитектор А.М. Салько.
К 1908 году на Верхнем базаре существовало уже 27 каменных корпусов (7 двухэтажных и 20 одноэтажных), а также 5 крытых навесов с 72 столами. Всего 569 торговых лавок.
Сегодня часть исторических корпусов по улицах Горького и Кутякова занимают структуры городской администрации, областного правительства и объекты торговли. На территории снесённых после Великой Отечественной войны корпусов появились здания НИИ геологии и геофизики, НИИ-10 измерительной аппаратуры.
Другая половина площади получила в советское время название площадь Революции, так как на ней был установлен монумент борцам Революции 1917 года, здесь проходили митинги, демонстрации, парады. А в 1970 году появился памятник Ленину. Сегодня мы знаем эту площадь как Театральную.
11. Здание биржи - филфак и истфак СГУ (Московская, 61 / Радищева, 41). Юлиан Оксман
Здание биржи на Театральной площади долгие годы занимали филологический и исторический факультеты Саратовского университета. Именно здесь преподавал выдающийся советский литературовед, историк и пушкинист Юлиан Григорьевич Оксман.

Ленинградец Юлиан Оксман плодотворно занимался биографией Пушкина, а также историей декабристского движения. До ареста по ложному доносу в 1936 году был заместителем директора Пушкинского Дома. Выдающийся филолог пробыл в заключении на Колыме 10 лет, но и в заключении не оставлял научную работу. Письма в его поддержку направляли, в том числе Виктор Шкловский, Вениамин Каверин, Юрий Тынянов и Корней Чуковский.

После освобождения Оксману удалось устроиться на работу в Саратовском университете. На следующий год он был зачислен на должность профессора кафедры истории русской литературы. Уже тогда его лекции посещали не только студенты-филологи, но и будущие математики и физики. Ораторский талант и глубокие познания Оксмана в русской истории привлекали лучших саратовских студентов, и не только университета.

В дальнейшем он совмещал преподавательскую работу в СГУ и научную деятельность в Институте мировой литературы имени Горького. В октябре 1958 года Оксман вернулся в Москву.
Юлиан Григорьевич Оксман принимал деятельное участие в подготовке новых изданий Пушкина, Белинского, Герцена, Тургенева и Лермонтова. Его открытия в области русской литературы и истории вошли в золотой фонд отечественной гуманитарной мысли.
12. Суворовское училище (Московская, 64 / Радищева, 32). Юрий Власов
Жизнь выдающего спортсмена Юрия Петровича Власова тесно связана с Саратовом. В 1953 году он с отличием окончил Саратовское суворовское училище. Здесь он начал спортивную карьеру: занимался лыжами, коньками, толканием ядра. Кроме того, Власов стал чемпионом Саратова по борьбе.

Но прославился Юрий Власов как выдающийся штангист. Уже в 1957 году он становится рекордсменом СССР, и через два года он стал лидером страны в тяжелом весе. Весь мир узнал Юрия Власова после Олимпийских игр в Риме в 1960 году. Советский спортсмен не проигрывал их до 1964 года, когда уступил товарищу по команде Леониду Жаботинскому.
Всего Юрий Власов установил 41 рекорд СССР и 31 мировой рекорд. Четыре раза становился чемпионом мира и 6 раз – чемпионом Европы, став лучшим атлетом двадцатого столетия.
Успехи Юрия Власова были отмечены государственными наградами: орденом Ленина и орденом Трудового Красного знамени. В зрелые годы спортсмен был народным депутатом СССР, а затем депутатом Государственной думы.

Знаменитый американский актёр Арнольд Шварценеггер неоднократно заявлял, что его кумир в спорте и в жизни – советский атлет Юрий Власов. Их первая встреча состоялась в 1961 году на чемпионате мира в Вене. По словам Власова, к нему «привели худощавого долговязого мальчика, и Власов «пожелал юному Арнольду Шварценеггеру успехов в спорте». Вторая встреча двух звезд мирового уровня – Арнольда Шварценеггера и Юрия Власова – состоялась в 1988 году в Москве.
13. Суворовское училище (Московская, 64 / Радищева, 32). Борис Громов
Афганская война закончилась в 1988 году и запомнилась, в том числе, выводом советских войск под руководством генерал-полковника Громова. Борис Всеволодович – коренной саратовец, учился в Суворовском военном училище, где в 1955 году начал карьеру профессионального военного.
Борис Громов окончил с золотой медалью Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР им. Ворошилова. Более пяти лет принимал участие в боевых действиях в Афганистане. В 1988 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Именно Борис Громов руководил выводом советских войск из Афганистана. Тогда же Борис Громов начинает политическую деятельность. В 1989 году он был избран народным депутатом СССР. В 1991 году был назначен первым заместителем главнокомандующего сухопутными войсками, а с 1995 – занимал должность заместителя министра обороны России. В 1999 году был избран депутатом Государственной Думы. но уже на следующий год Борис Громов стал губернатором Московской области и оставался на своем посту 12 лет.

Ныне уроженец Саратова Борис Громов – лидер Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое Братство».
Эпический репортаж из перевала Саланг, когда Громов пешком пересек мост через реку Амударья, отделявший Афганистан от СССР, навсегда останется в памяти советских телезрителей.
14.Парсамовский роддом. Оганес Парсамов (Московская, 53 / Соборная, 42)
Многие саратовцы старшего поколения с любовью и теплотой вспоминают место, где они появились на свет. Это знаменитый Парсамовский роддом на пересечении Московской и Соборной (а когда-то – на углу проспекта Ленина и Коммунарной). Это усадьба Николая Шмидта, которая была построена 1899 году по проекту архитектора Алексея Салько, и до 1917 года в ней располагалась аптека. После революции здание было национализировано, в ней открылись роддом и больница.
С 1930 до 1953 года медучреждением руководил главный врач Оганес Парсамов, именем которого оно и было названо в народе.

Местом рождения Оганеса Сумбатовича Парсамова называют и Грузию, и Армению, но достоверно известно, что в 1910 лекарь Парсамов закончил медицинский факультет Московского университета. Он воевал в Первую мировую, служил в госпитале Красного Креста и был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

С 1917 года Оганес Парсамов – приват-доцент Саратовского университета. Он защищает диссертацию о влиянии войны и революции на организм беременной женщины. В 1935 году профессору Парсамову была присуждены степень доктора медицинских наук. После войны он стал главным акушером-гинекологом Саратова. Почти до конца жизни в 1953 году Оганес Сумбатович возглавлял акушерско-гинекологическую клинику на Коммунарной улице, которая в народе называлась не иначе как Парсамовским роддомом.

И до начала 1990-х годов движение общественного транспорта иногда затруднялось из-за свежеиспеченных отцов, которые старались рассмотреть своих первенцев в окнах роддома, выходя от счастья на проезжую часть проспекта Ленина.
15. Дом с железнодорожными кассами. Зинаида Львова. (Московская, 47 / Некрасова, 45)
Пятиэтажный дом строился в 1957 году трестом «Приволжтрансстрой» для работников Приволжской железной дороги.
Богатое железнодорожное ведомство украсило дом лепниной, полупортиками, рустовкой – словом получилась добротная жилая «сталинка» с парадными и дворовыми подъездами. Первый этаж, выделяющийся по высоте и размеру окон, предназначенный для магазина промтоваров, заняли «предварительные железнодорожные кассы», которые многие саратовцы помнят до сих пор.
В кассах работала девушка, которая стала известной на весь Советский Союз своим подвигом.
3 октября 1956 года 22-летняя Зинаида Львова, стрелочница со станции Князевка, кинулась наперерез поезду и столкнула 5-летнего мальчика с полотна железной дороги, когда паровоз был в нескольких метрах от него.

Ей отрезало обе ноги. Врачи саратовской железнодорожной больницы спасли жизнь девушке. Она получала письма и подарки со всех концов страны с восхищением её благородным поступком. Про неё снимали киносюжеты, писали статьи и книги.

Из саратовской больницы девушку перевели на лечение в Москву, где ей сделали восемь сложных операций, подобрали протезы и поставили на ноги. Вернувшись в Саратов, Зинаида Львова продолжила работать на Приволжской железной дороге кассиром. В этом доме она работала до ухода на пенсию в 1979 году.
16. Дом графа Ниссельроде. Дом учёных (Московская, 41 / Комсомольская, 41)
Дом №41 – самый старый на этом перекрёстке. Построен он был в первой трети XIX века на средства купца третьей гильдии Александра Артамоновича Артамонова.
В 1894 году дом с рядом расположенными дворовыми местами выкупил граф Анатолий Дмитриевич Нессельроде, перебравшийся в Саратов после унаследования земель и усадьбы в Царёвщине Вольского уезда.
Граф Нессельроде являлся одним из крупнейших землевладельцев Саратовской губернии. Он же являлся владельцем первого саратовского автомобиля, который привёз из Парижа.
Имея высшее образование Гейдельбергского университета, граф служил в различных министерствах в Петербурге, был гласным Саратовской городской думы, членом Саратовской ученой архивной комиссии, председателем совета старейшин Саратовского общества любителей изящных искусств.
Он реконструировал внутренние помещения дома, роскошно отделав их в духе времени. В доме появились зелёный зал, мавританская гостиная. Это было важно и для арендаторов, которым граф сдавал помещения в доме. Сам граф жил с семьёй в этом доме до 1907 года.
После его отъезда во Францию дом достался его дочери Лидии Анатольевне. Последние 8 лет перед революцией в домах Нессельроде размещались управление земледелия и государственных имуществ, губернский комитет о ссудах на сельскохозяйственные улучшения, лесоохранительный комитет, учительский институт.
Национализированный после революции дом отдали под общежитие профессорско-преподавательского состава Саратовского университета. Так, в одном из флигелей жил ученый-геолог, открывший в Саратове месторождение газа, Борис Александрович Можаровский.
После войны по инициативе завкафедрой статистики Саратовского университета профессора А. Г. Ковалевского здесь был организован «Дом учёных». В этом культурно-просветительском учреждении работали различные кружки, секции, проводились лекции, выставки, творческие встречи, концерты и спектакли, работала библиотека.
Потом «Дом учёных» стал называться «Домом работников науки и культуры», а затем «Домом работников искусств». В 2015 году это учреждение переехало в бывший «Дом офицеров». А помещение бывшего графского дома заняли театр магии и фокусов «Самокат», городское управление по труду и соцразвитию и другие организации.
17. Сквер первой учительницы (Московская / Октябрьская / Соляная)
До 1947 года на этом месте находилось старое здание Михаило-Архангельской, а потом Спасо-Преображенской единоверческой церкви. После его сноса здесь был разбит сквер с фонтаном, носивший имя «Ленинский». Скорее всего из-за того, что прилегал к Ленинской улице, как тогда называлась Московская.
Фонтан много раз менял форму: малыш в тюбетейке, мальчик с рыбой, несколько фигур. Сегодня в центре фонтана - три стерляди.
А Ленинский сквер терерь известен как сквер Первой учительницы. Это название появилось в 1996 году, когда к 1 сентября сюда был перенесён памятник первой учительнице. В результате сквер, находящийся рядом со зданием Министерства просвещения Саратовской области, стал ещё и местом размещения доски почёта работников образования.
Памятник учительнице – самый старый уличный памятник города. Ранее он был частью композиции памятника Александру II, открытого у Липок в 1911 году. Автором скульптуры является знаменитый российский скульптор Сергей Михайлович Волнухин (он же автор памятника первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве).
Учительница с девочкой, склонившиеся над книжкой были одной из четырёх фигур, вокруг царя-освободителя, символизируя реформу народного образования. Это единственная сохранившаяся фигура дореволюционного памятника. Она долгое время перемещалась по городу: сначала находилась в университетском дворе между корпусами СГУ, а потом у детского корпуса бывшей 3-й Советской больницы.
18. Дом Образцова (Московская, 31)
Эта усадьба была построена в первой четверти XIX века богатым купцом Хрисанфом Ивановичем Образцовым. Занимался он торговлей рыбой и мукой, винными откупами, вывозом и поставкой соли, операциями с землей и недвижимостью.
На его средства была выстроена новая Михаило-Архангельская церковь, восстановлена Спасо-Преображенская церковь, жертвовал деньги он и на строительство богаделен.
Жил он в доме со своей женой, тремя дочерьми и двумя сыновьями, пока не скончался во время страшной эпидемии холеры 1847-1848 года. После этого дом отошёл к двум оставшимся дочерям и зятям, известным в Саратове людям: Петру Фёдоровичу Тюльпину и Михаилу Ивановичу Готовицкому.
Они уступили дом Саратовскому обществу купцов и мещан, целью которого являлось финансирование благотворительности и народного образования. В доме Образцова был проведен хороший ремонт и с 1863 по 1904 год общество сдавало его под резиденцию саратовских губернаторов.
До этого момента губернаторы Саратова жили в снимаемых помещениях. Здесь же была организована полноценная казённая квартира и рабочие кабинеты.
В феврале 1903 года в Саратов прибыл и первое время проживал в этом доме новый губернатор Пётр Аркадьевич Столыпин. Он заявил, что она не соответствует его задачам по управлению Губернией. Дочь Столыпина Мария Петровна фон Бок в своих воспоминаниях приводит и другую причину: «Несколько лет подряд в Саратове были холостые губернаторы, и губернаторский дом был в таком виде, что семейному человеку думать нечего было жить в нем…».
Поэтому для губернаторов была обустроена новая резиденция на Вольской улице. А дом Образцова с 1909 года заняла мещанская управа. В 1920-е годы здесь размещались различные учреждения, а затем здание отдали под коммунальные квартиры.
Но до сих пор двор усадьбы с многочисленными постройками охраняет каменная ограда с проделанными в ней проездными воротами и калитками.
19. Московская от Вознесенской до Музейной пл - кварталы образцовых фасадов
Первые кварталы Московской улицы выглядят похожими друг на друга, так как относятся к «образцовой» застройке первой половины XIX века.
По индивидуальным проектам возводились только самые значительные сооружения – соборы, крупные административные здания, а для жилого строительства с начала XIX-го века лучшими российскими и итальянскими архитекторами было создано большое число «образцовых» (или как бы мы сейчас сказали «типовых») проектов, призванных упорядочить застройку городов и придать ей более представительный вид. Ведь домовладельцы строили тогда безвкусно и дёшево.
Крупнейшая серия проектов жилых домов и других частных построек была издана в 1809-1812 годах под названием «Собрание фасадов, Его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской Империи». Планировка домов могла быть какой угодно,но вот фасад домовладелец должен был выбрать из пяти альбомов, насчитывающих 224 проекта зданий и более 70 проектов заборов и ворот.
В Саратове в XIX веке по «образцовым» проектам было выстроено более 300 домов. Их можно узнать по следующим признакам: уличные фасады оштукатуренные, с рустовкой нижнего этажа, перемычками над оконными и другими проёмами с выделением замковых камней; треугольные фронтоны; окраска жёлто-охровым цветом с выделением белых карнизов, наличников, пилястр, иногда лепных украшений.
После 1858 года, когда стало ясно, что теперь домовладельцы достаточно богаты, чтобы заказать приличные архитектурные проекты для своих зданий, обязательность строительства частных домов в городах по образцовым проектам была отменена.

20. Мост Саратов-Энгельс
До строительства моста люди добирались до соседнего города на лодках и теплоходах. Зимой ходили прямо по льду, ездили на лошадях, действовал даже сезонный зимний автобусный маршрут по льду.
Рязанско-Уральская железная дорога заказала заводу "Армстронг, Митчел и Ко" в Ньюкастле паром и ледокол. Считается, что это была первая железнодорожная переправа в Российской империи.
Проектов строительства моста было несколько. Двухярусный, самодвижущийся, трамвайно-гужевой, совмещённый с железнодорожным. Но суть сводилась к месту - строить его между двумя городами от Глебучева Оврага или на месте паромной переправы в районе Увека.
Но строительству помешали Первая мировая война и революционные события. Лишь в 1928 году Наркомат путей сообщений вынес заключение о необходимости строить два отдельных мостовых перехода: один специально для городского сообщения и другой для железнодорожного, с первоочередной постройкой последнего.
Железнодорожный в районе Увека был сдан в 1935 году. Проект автодорожного утвердили лишь в 1958 году. Это был уникальный мост с бескесонным методом со вдавливанием свай в дно и последующим их заполнением бетоном. Пролётные конструкции, так называемые «птички», доставлялись к месту установки на плавучих опорах.
Прямо во время строительства моста был снят полнометражный художественный фильм «Строится мост». Вместе с автором сценария и режиссёром-постановщиком Олегом Ефремовым в Саратов на съёмки фильма приехали все известные актеры московского театра «Современник»: Людмила Гурченко, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Галина Волчек, Игорь Кваша, Олег Даль и другие.
11 июля 1965 года состоялось его торжественное открытие. В тот момент он стал самым длинным мостом в Европе.
21. Пляж на острове Покровские пески
До открытия городского пляжа, саратовцы купались в самых разных местах - на «бетонке», в любой части Волжского берега, на многочисленных волжских островах.
После строительства Волжской ГЭС, река Волга превратилась в Волжское водохранилище, которое поглотило старый остров Городские пески, располагавшийся раньше у правого берега Волги.
Но затем для возведения Саратовского моста понадобился искусственный остров посредине реки. Новый остров площадью более 100 тыс. кв. м был намыт мощными земснарядами у 21-й опоры моста.
Уже во время строительства моста остров стали использовать для пляжного отдыха жители Саратова и Энгельса. Сначала сюда добирались на лодках, затем до острова курсировали речные трамвайчики, была сделана остановка общественного транспорта на мосту.
По случаю открытия первого официального городского пляжа, был закрыт «дикий пляж», который раньше располагался прямо на набережнойКосмонавтов.
Остров, названный «Покровские пески», со временем озеленили, построили дебаркадер, открыли прокат лежаков.
Долгое время он оставался единственным официально работающим городским пляжем Саратова. В 2021 году на новой набережной был открыт "Пляж покорителей Волги".
22. Троллейбусное депо в Энгельсе
22 января 1966 года случилось ещё одно уникальное событие - был открыт междугородный троллейбусный маршрут №9 «Саратов—Энгельс», который стал первым в РСФСР междугородным тролейбусным маршрутом и непременным объектом для катания гостей обоих городов.
Первый же специализированный троллейбусный завод в Советском Союзе появился в Энгельсе. В 1950 году постановлением Совета Министров СССР вагоностроительный завод имени Урицкого перепрофилируют под производство троллейбусов. Скоро «Завод имени Урицкого» станет не только местом производства, но и территорией, где рождались и испытывались новые модели троллейбусов.
Самая массовая модель троллейбуса в мире - ЗиУ-9, которая выпускалась с 1972 по 2010-е годы. За это время было выпущено 42 тысячи экземпляров, которые эксплуатировались более, чем в двух десятках стран.
Троллейбусное депо в Энгельсе появилось в 1964 году к пуску троллейбусного маршрута №8. В 2024 году в Энгельсское депо поступили первые в Саратовской области электробусы. Современные машины с кондиционерами сегодня работают на междугороднем маршруте №109 «Саратов-Энгельс», объединяя два города.

Авторы гида
Денис Жабкин
гид, краевед
Алексей Голицин
гид, краевед
Слушать аудио
Made on
Tilda